Эмоциональная выразительность цвета.
Цвет в композиции - одно из самых сильных средств воздействия на зрителя. Проведём небольшой опыт.
Возьмем абстрактную композицию из серых пятен, например, вот такую:
И раскрасим её тремя различными способами.
Сначала так:
Потом так:
И ещё раз, по-другому:
А теперь попробуем распределить между этими картинками эпитеты, слова, выражающие эмоции:
страшноватый, весёлый, нежный, мрачный, ласковый, грозный, слабый, праздничный...
Кажется, очень легко отнести каждое слово к одной из картинок. А картинки ведь ничем не отличаются, кроме цвета.
Видите, как важен цвет для восприятия чувственного содержания композиции.
Тёплые и холодные цвета.
Главное разделение, прямо-таки классификация цветов по признаку их чувственных характеристик - это теплохолодность. Люди настолько сходно эмоционально воспринимают различные цвета, настолько у всех похожи ассоциации, вызываемые ими, что разделение по теплохолодности стало общепринятым и практически бесспорным.
Это и понятно. Понятно, почему с холодом у нас связываются синий, сине-зеленый, фиолетовый цвета и оттенки.
Это же цвета холодной воды, льда, зимы и ночи.
А теплыми кажутся красные, оранжевые и жёлтые цвета, желто-зеленые, оранжево-коричневые.
Это - цвета лета, солнца, огня, тёплой шерсти...