Обучение удаленно
Меню сайта
Канал на Дзен
Материалы клипарта
(Случайные ссылки) Поиск по клипартам
Цифровые товары
|
Культура быта. Введение.ВВЕДЕНИЕ (к сборнику программ кружков "Культура быта Министерства просвещения СССР 1986 года).
В документах реформы общеобразовательной и профессио- нальной школы указывается на необходимость дальнейшего раз- вития сети внешкольных учреждений, которые совместно со шко- лой призваны осуществлять задачи всестороннего воспитания школьников, на улучшение художественного образования и эсте- тического воспитания учащихся. Отмечается, что важно охватить учащихся во внеучебное время различными формами массовой и индивидуальной воспитательной работы; создавать кружки тех- нического и художественного творчества, клубы по интересам. Одно из направлений в решении задач трудового и эстетиче- ского воспитания учащихся, неразрывно связанных с проблемой рационального использования свободного от школьных занятий времени,—это расширение сети кружков декоративно-прикладного. искусства, привлечение к занятиям возможно большего числа уча- щихся. Во многих школах и внешкольных учреждениях страны работают такие кружки, учащиеся заняты в них интересной и по- лезной творческой деятельностью. Данный сборник адресован руководителям кружков школ и внешкольных учреждений по декоративно-прикладному искусству. В нем представлено 29 программ практически по всем видам де- коративно-прикладного творчества школьников в кружках (худо- жественные работы по ткани, обработка дерева, металла, плете- ние из различных материалов и др.). Включены новые программы: «Макраме», «Ручное ковроделие», «Горячие эмали», «Декоратив- ная композиция» и др. Создание новых программ, пересмотр и дополнение уже су-
ществующих—это итог большого труда их авторов, отобравших лучший опыт кружковой работы, включающий анализ учебных планов и программ, сопоставление методов обучения в различных кружках, использование достижений педагогической практики ху- дожественного воспитания детей. Кружковая работа может осуществляться в школах, Домах и Дворцах пионеров, в Домах культуры, клубах, в условиях город- ских и загородных пионерских лагерей, интернатов, при ДЭЗах и др. На занятиях учащиеся выполняют нужные и полезные изде- лия, украшающие интерьер, одежду или дополнения к ней. Эсте- тическое воспитание учащихся осуществляется непосредственно в
процессе изготовления изделий, поэтому авторами программ тща- тельно продуманы и пересмотрены темы теоретических занятий и заданий для практических работ. Большое место отводится обще- му развитию кружковцев, чему способствует включение лекций и бесед по народному и декоративно-прикладному искусству, посе- щение музеев, выставок, художественных мастерских. Работа кружков декоративно-прикладного направления пред- ставляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомлению их с творческой лабораторией художни- ков, мастеров, с рабочими профессиями художественного произ- водства и традиционными народными промыслами, развитию ко- торых в нашей стране уделяется большое внимание. Обществу нужны люди таких профессий, как художники по тканям, худож- ники-дизайнеры, модельеры, художники и мастера по ковроткаче- ству, вышивке, кружевоплетению, художественной обработке де- рева, камня, металла, кости. Многие специалисты, мастера своего дела, начинали свой путь в кружках декоративно-прикладного направления, где они получили не только первые навыки мастер- ства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде и талантливости народа. Руководителю кружка следует помнить, что занятия тем или иным видом декоративно-прикладного творчества дают хорошие результаты только в том случае, если они проводятся систематиче- ски, по специально разработанной программе, которая составлена с учетом возрастных особенностей детей, их знаний и навыков. В кружках начального периода обучения первые навыки дети получают в процессе выполнения определенного задания, где тру- довая деятельность органически связывается с художественной. Сам процесс изготовления изделий имеет большое значение для общего эстетического, развития школьников, воспитания уважения к труду. Исходя из этого, авторы программ предлагают для заня- тий с детьми первого года обучения различные по объему и сте- пени сложности задания для индивидуального и коллективного исполнения. Кружковцы среднего и старшего, школьного возраста совер- шенствуют свои знания и мастерство в кружках второго и третьего года обучения. Такие кружки способствуют развитию творческой активности учащихся, изучению народного творчества и декора- тивно-прикладного искусства советского периода. Кружковцы по- лучают большую самостоятельность в выборе и решении темы, учатся систематизировать и использовать материал по народному искусству для творческой работы. Предоставляя им как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность учащихся, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах выполнения изде- лия из того или иного материала, помогать в выполнении постав- ленной задачи. Программы рассчитаны на 72—144 ч. Занятия рекомендуется проводить по 1 ч в неделю в условиях школы и по 2 ч во вне-
школьных учреждениях с группой в 15 человек. Комплектование кружков во внешкольных учреждениях про- водится в августе месяце каждого года. Кружки можно организо- вать как на весь учебный год, так и на полугодие (72 ч). При комплектовании групп рекомендуется придерживаться возрастных ' категорий учащихся, что позволит педагогически грамотно про- водить занятия соответственно интересам и знаниям учащихся. Занятия должны начинаться в начале сентября, заканчивать- ся в конце мая, включая каникулярное время. Программа кружков второго, третьего и последующих годов обучения в зависимости от содержания может быть рассчитана на 144 ч или на 216 ч. Занятия могут проходить по 2 или 3 ч два раза в неделю или 4 ч один раз в неделю. Четырехчасовые занятия целесообразно проводить со старшими школьниками второго и третьего года занятий в кружках, кото- рые по своей специфике требуют большей продолжительности за- нятия (например, кружки «Конструирование и моделирование одежды», «Кулинария», «Вязание»). В зависимости от особенностей и содержания работы кружка руководитель может проводить занятия как со всем составом груп- пы, так и по звеньям или бригадам. Учебно-воспитательная работа во всех кружках ведется в со- ответствии с требованиями настоящих учебных программ. Руко- водитель кружка может приступать к занятиям только при нали- чии учебного плана работы, который составляется в соответствии с программой кружковых занятий, утвержденной Министерством просвещения СССР, и программами средней школы с учетом воз- раста и подготовленности членов кружка. Тематическое планирование программ данного сборника явля- ется примерным. Руководитель кружка может варьировать коли- чество часов для работы, заменять отдельные задания с учетом местных условий и возможностей, национальных традиций и ха- рактера художественных изделий. Например, в союзных респуб- ликах в центрах народных художественных промыслов рекомен- дуется больше внимания уделять национальным особенностям при создании художественного образа изделий, выполняемых в тради- циях республики, области, края. Но во всех случаях надо соблю- дать последовательность прохождения тем программы, так как это обусловлено возрастанием степени сложности работ. Руково- дители кружков должны на своих занятиях проводить практиче- скую, развивающую, воспитательную и профориентационную рабо- ту с учетом конкретного состава группы. Такие формы работы, как общественно полезный труд, выполнение коллективных заданий, экскурсии, подготовка пионеров-инструкторов, участие в работе конференции и др., включаются в план учебно-воспитательной ра- боты каждого года. Особое внимание в кружках должно уделяться общественно полезной деятельности кружковцев; проведение лекций и бесед о народном и декоративно-прикладном искусстве среди одноклас-
сников и в младших классах, организация периодических выста- вок в школах и на производстве родителей, выполнение изделий для выставочного и методического фонда, выполнение сувениров и организация ярмарок солидарности, работа в качестве пионеров- инструкторов в пионерском лагере, организация кружков-спутни- ков в школе, в группе продленного дня, октябрятских звездочках. Развитию творческой и познавательной активности старших кружковцев способствует привлечение их к исследовательской ра- боте, участию в работе секции декоративно-прикладного искусства научного общества учащихся (НОУ). Работа над рефератами по темам народного и декоративно-прикладного искусства, выполне- ние творческих заданий на основе изучения народного материала даст детям не только определенные знания и практические навы- ки, но позволит полнее и глубже понять искусство народов нашей Родины. |
Ссылки
Случайные статьи
Форма входа
Поиск
Календарь
Друзья сайта
Найти нужное
Block title
|