ВВЕДЕНИЕ (к сборнику программ кружков "Культура быта Министерства просвещения СССР 1986 года).
В документах реформы общеобразовательной и профессио-
нальной школы указывается на необходимость дальнейшего раз-
вития сети внешкольных учреждений, которые совместно со шко-
лой призваны осуществлять задачи всестороннего воспитания
школьников, на улучшение художественного образования и эсте-
тического воспитания учащихся. Отмечается, что важно охватить
учащихся во внеучебное время различными формами массовой и
индивидуальной воспитательной работы; создавать кружки тех-
нического и художественного творчества, клубы по интересам.
Одно из направлений в решении задач трудового и эстетиче-
ского воспитания учащихся, неразрывно связанных с проблемой
рационального использования свободного от школьных занятий
времени,—это расширение сети кружков декоративно-прикладного.
искусства, привлечение к занятиям возможно большего числа уча-
щихся. Во многих школах и внешкольных учреждениях страны
работают такие кружки, учащиеся заняты в них интересной и по-
лезной творческой деятельностью.
Данный сборник адресован руководителям кружков школ и
внешкольных учреждений по декоративно-прикладному искусству.
В нем представлено 29 программ практически по всем видам де-
коративно-прикладного творчества школьников в кружках (худо-
жественные работы по ткани, обработка дерева, металла, плете-
ние из различных материалов и др.). Включены новые программы:
«Макраме», «Ручное ковроделие», «Горячие эмали», «Декоратив-
ная композиция» и др.
Создание новых программ, пересмотр и дополнение уже су-
ществующих—это итог большого труда их авторов, отобравших
лучший опыт кружковой работы, включающий анализ учебных
планов и программ, сопоставление методов обучения в различных
кружках, использование достижений педагогической практики ху-
дожественного воспитания детей.
Кружковая работа может осуществляться в школах, Домах и
Дворцах пионеров, в Домах культуры, клубах, в условиях город-
ских и загородных пионерских лагерей, интернатов, при ДЭЗах
и др.
На занятиях учащиеся выполняют нужные и полезные изде-
лия, украшающие интерьер, одежду или дополнения к ней. Эсте-
ществующих—это итог большого труда их авторов, отобравших
лучший опыт кружковой работы, включающий анализ учебных
планов и программ, сопоставление методов обучения в различных
кружках, использование достижений педагогической практики ху-
дожественного воспитания детей.
Кружковая работа может осуществляться в школах, Домах и
Дворцах пионеров, в Домах культуры, клубах, в условиях город-
ских и загородных пионерских лагерей, интернатов, при ДЭЗах
и др.
На занятиях учащиеся выполняют нужные и полезные изде-
лия, украшающие интерьер, одежду или дополнения к ней. Эсте-
тическое воспитание учащихся осуществляется непосредственно в
процессе изготовления изделий, поэтому авторами программ тща-
тельно продуманы и пересмотрены темы теоретических занятий и
заданий для практических работ. Большое место отводится обще-
му развитию кружковцев, чему способствует включение лекций и
бесед по народному и декоративно-прикладному искусству, посе-
щение музеев, выставок, художественных мастерских.
Работа кружков декоративно-прикладного направления пред-
ставляет большие возможности для профессиональной ориентации
учащихся, ознакомлению их с творческой лабораторией художни-
ков, мастеров, с рабочими профессиями художественного произ-
водства и традиционными народными промыслами, развитию ко-
торых в нашей стране уделяется большое внимание. Обществу
нужны люди таких профессий, как художники по тканям, худож-
ники-дизайнеры, модельеры, художники и мастера по ковроткаче-
ству, вышивке, кружевоплетению, художественной обработке де-
рева, камня, металла, кости. Многие специалисты, мастера своего
дела, начинали свой путь в кружках декоративно-прикладного
направления, где они получили не только первые навыки мастер-
ства, но и первое представление об истинной красоте народного
искусства, неутомимом труде и талантливости народа.
Руководителю кружка следует помнить, что занятия тем или
иным видом декоративно-прикладного творчества дают хорошие
результаты только в том случае, если они проводятся систематиче-
ски, по специально разработанной программе, которая составлена
с учетом возрастных особенностей детей, их знаний и навыков.
В кружках начального периода обучения первые навыки дети
получают в процессе выполнения определенного задания, где тру-
довая деятельность органически связывается с художественной.
Сам процесс изготовления изделий имеет большое значение для
общего эстетического, развития школьников, воспитания уважения
к труду. Исходя из этого, авторы программ предлагают для заня-
тий с детьми первого года обучения различные по объему и сте-
пени сложности задания для индивидуального и коллективного
исполнения.
Кружковцы среднего и старшего, школьного возраста совер-
шенствуют свои знания и мастерство в кружках второго и третьего
года обучения. Такие кружки способствуют развитию творческой
активности учащихся, изучению народного творчества и декора-
тивно-прикладного искусства советского периода. Кружковцы по-
лучают большую самостоятельность в выборе и решении темы,
учатся систематизировать и использовать материал по народному
искусству для творческой работы. Предоставляя им как можно
больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен
направлять творческую деятельность учащихся, развивать у них
способность выбирать тему, думать о способах выполнения изде-
лия из того или иного материала, помогать в выполнении постав-
ленной задачи.
Программы рассчитаны на 72—144 ч. Занятия рекомендуется
процессе изготовления изделий, поэтому авторами программ тща-
тельно продуманы и пересмотрены темы теоретических занятий и
заданий для практических работ. Большое место отводится обще-
му развитию кружковцев, чему способствует включение лекций и
бесед по народному и декоративно-прикладному искусству, посе-
щение музеев, выставок, художественных мастерских.
Работа кружков декоративно-прикладного направления пред-
ставляет большие возможности для профессиональной ориентации
учащихся, ознакомлению их с творческой лабораторией художни-
ков, мастеров, с рабочими профессиями художественного произ-
водства и традиционными народными промыслами, развитию ко-
торых в нашей стране уделяется большое внимание. Обществу
нужны люди таких профессий, как художники по тканям, худож-
ники-дизайнеры, модельеры, художники и мастера по ковроткаче-
ству, вышивке, кружевоплетению, художественной обработке де-
рева, камня, металла, кости. Многие специалисты, мастера своего
дела, начинали свой путь в кружках декоративно-прикладного
направления, где они получили не только первые навыки мастер-
ства, но и первое представление об истинной красоте народного
искусства, неутомимом труде и талантливости народа.
Руководителю кружка следует помнить, что занятия тем или
иным видом декоративно-прикладного творчества дают хорошие
результаты только в том случае, если они проводятся систематиче-
ски, по специально разработанной программе, которая составлена
с учетом возрастных особенностей детей, их знаний и навыков.
В кружках начального периода обучения первые навыки дети
получают в процессе выполнения определенного задания, где тру-
довая деятельность органически связывается с художественной.
Сам процесс изготовления изделий имеет большое значение для
общего эстетического, развития школьников, воспитания уважения
к труду. Исходя из этого, авторы программ предлагают для заня-
тий с детьми первого года обучения различные по объему и сте-
пени сложности задания для индивидуального и коллективного
исполнения.
Кружковцы среднего и старшего, школьного возраста совер-
шенствуют свои знания и мастерство в кружках второго и третьего
года обучения. Такие кружки способствуют развитию творческой
активности учащихся, изучению народного творчества и декора-
тивно-прикладного искусства советского периода. Кружковцы по-
лучают большую самостоятельность в выборе и решении темы,
учатся систематизировать и использовать материал по народному
искусству для творческой работы. Предоставляя им как можно
больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен
направлять творческую деятельность учащихся, развивать у них
способность выбирать тему, думать о способах выполнения изде-
лия из того или иного материала, помогать в выполнении постав-
ленной задачи.
Программы рассчитаны на 72—144 ч. Занятия рекомендуется
проводить по 1 ч в неделю в условиях школы и по 2 ч во вне-
школьных учреждениях с группой в 15 человек.
Комплектование кружков во внешкольных учреждениях про-
водится в августе месяце каждого года. Кружки можно организо-
вать как на весь учебный год, так и на полугодие (72 ч). При
комплектовании групп рекомендуется придерживаться возрастных
' категорий учащихся, что позволит педагогически грамотно про-
водить занятия соответственно интересам и знаниям учащихся.
Занятия должны начинаться в начале сентября, заканчивать-
ся в конце мая, включая каникулярное время.
Программа кружков второго, третьего и последующих годов
обучения в зависимости от содержания может быть рассчитана на
144 ч или на 216 ч. Занятия могут проходить по 2 или 3 ч два
раза в неделю или 4 ч один раз в неделю.
Четырехчасовые занятия целесообразно проводить со старшими
школьниками второго и третьего года занятий в кружках, кото-
рые по своей специфике требуют большей продолжительности за-
нятия (например, кружки «Конструирование и моделирование
одежды», «Кулинария», «Вязание»).
В зависимости от особенностей и содержания работы кружка
руководитель может проводить занятия как со всем составом груп-
пы, так и по звеньям или бригадам.
Учебно-воспитательная работа во всех кружках ведется в со-
ответствии с требованиями настоящих учебных программ. Руко-
водитель кружка может приступать к занятиям только при нали-
чии учебного плана работы, который составляется в соответствии
с программой кружковых занятий, утвержденной Министерством
просвещения СССР, и программами средней школы с учетом воз-
раста и подготовленности членов кружка.
Тематическое планирование программ данного сборника явля-
ется примерным. Руководитель кружка может варьировать коли-
чество часов для работы, заменять отдельные задания с учетом
местных условий и возможностей, национальных традиций и ха-
рактера художественных изделий. Например, в союзных респуб-
ликах в центрах народных художественных промыслов рекомен-
дуется больше внимания уделять национальным особенностям при
создании художественного образа изделий, выполняемых в тради-
циях республики, области, края. Но во всех случаях надо соблю-
дать последовательность прохождения тем программы, так как
это обусловлено возрастанием степени сложности работ. Руково-
дители кружков должны на своих занятиях проводить практиче-
скую, развивающую, воспитательную и профориентационную рабо-
ту с учетом конкретного состава группы. Такие формы работы, как
общественно полезный труд, выполнение коллективных заданий,
экскурсии, подготовка пионеров-инструкторов, участие в работе
конференции и др., включаются в план учебно-воспитательной ра-
боты каждого года.
Особое внимание в кружках должно уделяться общественно
полезной деятельности кружковцев; проведение лекций и бесед
школьных учреждениях с группой в 15 человек.
Комплектование кружков во внешкольных учреждениях про-
водится в августе месяце каждого года. Кружки можно организо-
вать как на весь учебный год, так и на полугодие (72 ч). При
комплектовании групп рекомендуется придерживаться возрастных
' категорий учащихся, что позволит педагогически грамотно про-
водить занятия соответственно интересам и знаниям учащихся.
Занятия должны начинаться в начале сентября, заканчивать-
ся в конце мая, включая каникулярное время.
Программа кружков второго, третьего и последующих годов
обучения в зависимости от содержания может быть рассчитана на
144 ч или на 216 ч. Занятия могут проходить по 2 или 3 ч два
раза в неделю или 4 ч один раз в неделю.
Четырехчасовые занятия целесообразно проводить со старшими
школьниками второго и третьего года занятий в кружках, кото-
рые по своей специфике требуют большей продолжительности за-
нятия (например, кружки «Конструирование и моделирование
одежды», «Кулинария», «Вязание»).
В зависимости от особенностей и содержания работы кружка
руководитель может проводить занятия как со всем составом груп-
пы, так и по звеньям или бригадам.
Учебно-воспитательная работа во всех кружках ведется в со-
ответствии с требованиями настоящих учебных программ. Руко-
водитель кружка может приступать к занятиям только при нали-
чии учебного плана работы, который составляется в соответствии
с программой кружковых занятий, утвержденной Министерством
просвещения СССР, и программами средней школы с учетом воз-
раста и подготовленности членов кружка.
Тематическое планирование программ данного сборника явля-
ется примерным. Руководитель кружка может варьировать коли-
чество часов для работы, заменять отдельные задания с учетом
местных условий и возможностей, национальных традиций и ха-
рактера художественных изделий. Например, в союзных респуб-
ликах в центрах народных художественных промыслов рекомен-
дуется больше внимания уделять национальным особенностям при
создании художественного образа изделий, выполняемых в тради-
циях республики, области, края. Но во всех случаях надо соблю-
дать последовательность прохождения тем программы, так как
это обусловлено возрастанием степени сложности работ. Руково-
дители кружков должны на своих занятиях проводить практиче-
скую, развивающую, воспитательную и профориентационную рабо-
ту с учетом конкретного состава группы. Такие формы работы, как
общественно полезный труд, выполнение коллективных заданий,
экскурсии, подготовка пионеров-инструкторов, участие в работе
конференции и др., включаются в план учебно-воспитательной ра-
боты каждого года.
Особое внимание в кружках должно уделяться общественно
полезной деятельности кружковцев; проведение лекций и бесед
о народном и декоративно-прикладном искусстве среди одноклас-
сников и в младших классах, организация периодических выста-
вок в школах и на производстве родителей, выполнение изделий
для выставочного и методического фонда, выполнение сувениров
и организация ярмарок солидарности, работа в качестве пионеров-
инструкторов в пионерском лагере, организация кружков-спутни-
ков в школе, в группе продленного дня, октябрятских звездочках.
Развитию творческой и познавательной активности старших
кружковцев способствует привлечение их к исследовательской ра-
боте, участию в работе секции декоративно-прикладного искусства
научного общества учащихся (НОУ). Работа над рефератами по
темам народного и декоративно-прикладного искусства, выполне-
ние творческих заданий на основе изучения народного материала
даст детям не только определенные знания и практические навы-
ки, но позволит полнее и глубже понять искусство народов нашей
Родины.
сников и в младших классах, организация периодических выста-
вок в школах и на производстве родителей, выполнение изделий
для выставочного и методического фонда, выполнение сувениров
и организация ярмарок солидарности, работа в качестве пионеров-
инструкторов в пионерском лагере, организация кружков-спутни-
ков в школе, в группе продленного дня, октябрятских звездочках.
Развитию творческой и познавательной активности старших
кружковцев способствует привлечение их к исследовательской ра-
боте, участию в работе секции декоративно-прикладного искусства
научного общества учащихся (НОУ). Работа над рефератами по
темам народного и декоративно-прикладного искусства, выполне-
ние творческих заданий на основе изучения народного материала
даст детям не только определенные знания и практические навы-
ки, но позволит полнее и глубже понять искусство народов нашей
Родины.