Авторская ссылка для словарика на источник:
См.: Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1959.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абстрактное искусство— реакционное направление в живописи и скульптуре XX в., ведущее к полному отрицанию реализма. (Вот это устарело, да :) - Л.В.)
Автопортрет— изображение художника, выполненное им самим.
Анатомия пластическая— наука о строении человеческого тела, основанная на анализе устройства мускулатуры и скелета. А. п. является специальной дисциплиной в художественных учебных заведениях.
Анималистический жанр— разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных. Художника, работающего в этой области, называют анималистом.
Ансамбль —единство, стройная цельность художественного произведения.
Батальный жанр— область изобразительного искусства, посвященная военной тематике.
Блик— самое светлое, нередко блестящее место на поверхности предмета, расположенное со стороны падающего света.
Бытовой жанр— область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Гипсы— слепки скульптурных произведений и геометрических фигур, применяемые в качестве натуры для рисунка.
Главная точка схода —термин, обозначающий точку на линии горизонта, в которой сходятся все горизонтальные линии,перпендикулярные картинной (фронтальной) плоскости.
Горизонт, линия горизонта— в изобразительном искусстве условная прямая, обозначающая уровень глаз рисующего. В зависимости от ее расположения на листе бумаги, горизонт может быть низким или высоким.
Графика — самый массовый вид изобразительного искусства, характерной особенностью которого является однотонность рисунка, исполненного линией или светотенью. Количество цветов в графике ограничено. К графике относятся разные знаки и буквенные изображения, рисунок, плакат, карикатура, иллюстрации, эстампы и т. д. Изобразительный язык графики — оперативность, доступность понимания, острота и броскость.
Детализация — в изобразительном искусстве отдельные изображения, насыщенные многочисленными мелочами и подробностями с целы» усиления идейно-образного звучания произведения.
Драпировка — в изобразительном искусстве термин, указывающий на расположение и общий характер складок на одеждах и тканях.
Жанр — в изобразительном искусстве понятие, характеризующее общность тем. Различают следующие жанры: исторический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт и портрет.
Закрепление (фиксация, фиксирование) — в технологии рисунка термин, обозначающий специальную обработку поверхности бумаги с целью сохранения рисунка, чаще всего выполненного углем. Закрепление производится растворами канифоли и спирта, обезжиренным молоком или пивом путем разбрызгивания их из пульверизатора.
Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный с целью собрания материала для более значительной работы или ради упражнений.
Идея — главная мысль художника.
Изобразительное искусство — искусство, связанное со зрительным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.
Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.
Интерьер — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных форм: комнат, коридоров и т. п.
Искусство — одна из форм общественного сознания. И. изобразительное — это творческое отражение действительности в художественных живописных, графических или скульптурных образах.
Исторический жанр — область изобразительного искусства, посвященная конкретным историческим событиям общественной жизни и действиям исторических лиц.
Карандаш — в технологии рисунка — материал и инструмент для рисования в виде палочки и специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Современные графитные К., состоящие из минерала графита и примеси глины, выпускаются разной степени твердости (М — мягкие и Т — твердые). К., изготовленные из порошка жженой кости с растительным клеем, известны под названием итальянские К. (угольные).
Карикатура — изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные особенности объекта.
Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.
Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным и изъятие незначительного. Основной
закономерностью построения К. является борьба противоположностей: большого — малого, светлого — темного, холодного — теплого, статичного — динамичного.
Контраст — противоположность двух величин: размера, цвета (светлого — темного, теплого — холодного), движения.
Контур — совокупность линий, обозначающих внешние очертания изображаемого.
Копия — повторное изображение того или другого произведения. К. должна соответствовать оригиналу как размером, так и техническими средствами.
Миниатюра — произведение искусства мелкое по размеру и детальное по исполнению.
Моделировка — передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций.
Модель — одушевленные и неодушевленные объекты, послужившие художнику в качестве натуры.
Мольберт — станок для крепления планшетов или подрамников во время работы. По своей конструкции М. бывают большие и малые, складные и стационарные.
Монохромный — одноцветный с оттенками или без оттенков светлоты цвет.
Муляж — слепок с натуры или со скульптуры, внешне напоминающий оригинал.
Набросок — графическое, живописное или скульптурное изображение, бегло и быстро исполненное по памяти или с натуры. Н. выполняются с целью тренировки руки и глаза или как накопление вспомогательного материала для текущей работы.
Натура — объективно существующие одушевленные и неодушевленные предметы, которые художник изображает, наблюдая их как модель.
Натурализм — пассивное восприятие действительности, чисто внешнее копирование всего, что находится в поле зрения художника.
Натурщик (натурщица) — человек, позирующий художнику во время работы.
Натюрморт — группа предметов (овощи, фрукты, цветы, битая дичь или предметы быта), композицонно составленная художником и воспроизведенная на рисунке. Н. является одним из жанров изобразительного искусства.
Оригинал — художественное произведение, задуманное и исполненное самим автором.
Оттенок — небольшое различие в цвете или светосиле между двумя тонами.
Пастель — материал в виде разноцветных обернутых в бумагу палочек, предназначенных для рисования. П. состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ.
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.
Перспектива — научная вспомогательная дисциплина, помогающая изображать предметы окружающей действительности в соответствии со зрительным восприятием.
Пластическая анатомия — см. анатомия пластическая.
Пленер — работа над пейзажем под открытым небом с целью правдивого изображения красочного богатства натуры.
Повторение — авторская копия художественного произведения.
Подлинник — см. оригинал.
Позировать — служить во время работы художнику моделью, сохраняя определенную позу.
Полутень — промежуточный тон при передаче перехода от освещенной части предмета к затемненной.
Полутон — промежуточный тон, малоконтрастный, близко расположенный к двум другим.
Портрет — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного, конкретного человека.
Пропорции — взаимоотношение форм, частей предметов по их величине, соответствующее определенному характеру целого.
Профиль — боковое изображение человека или другой натуры.
Ракурс — изображение предмета или человека в перспективе с резко выраженным сокращением его отдельных частей.
Рефлекс — отраженный от другого предмета свет, падающий на теневую часть тела.
Ритм — чередование, соразмерность элементов, ведущие к стройной, закономерной слаженности целого произведения.
Сангина — материал для рисования красновато-коричневого цвета, изготовляемый в виде палочек. Цветовой оттенок сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.
Свет — освещенная часть натуры.
Светосила — степень относительной светлоты тона предмета по отношению к другим.
Сепия — прозрачная коричневая краска акварельного типа.
Силуэт — изображение предметов в виде теневого профиля без деталей внутри контура.
Тень — наименее освещенная часть натуры.
Точка зрения — термин перспективы, определяющий место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым или изображаемым предметам.
Уголь — материал для рисования в виде тонких палочек черного цвета, приготовленных путем обжигания определенных сортов дерева или спрессованных из специальной угольной массы (прессованный уголь), скрепленный растительным клеем.
Центральная точка схода — см. главная точка схода.
Шарж — графическое изображение, основанное на резком сатирическом и юмористическом заострении и преувеличении характерных черт, сторон изображаемого.
Штрих — линия, выполненная одним движением руки и предназначенная для передачи объема.
Эскиз — художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы.
_______________________________________________
Детское творчество | Каталог My-shop.ru
Источник: |