СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ.
СОПОДЧИНЁННОСТЬ. КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР.
Мы уже знаем, что первое, определяющее свойство композиции - это её целостность и неделимость. А целостность - это следствие соподчинения всех элементов композиции. "Соподчинение" означает, что в целостной композиции есть элементы главные, определяющие, "командующие", более важные, и есть второстепенные, как бы подчинённые главным, части. Элементы, которые ощущаются в композиции главными по смыслу, и берут на себя роль композиционного центра.
Композиционный центр произведения - это группа композиционных элементов, которая является доминирующей в целостной композиции и её основным смысловым выразителем.
Давайте посмотрим, как проявляется ощущение "главного" в композиции, ощущение и понимание её композиционного центра.
Начнем с картинки, все элементы которые совершенно одинаковые и композиционного центра в которой просто нет.
Такую картинку и композицией-то называть не хочется, она сама кажется каким-то случайным кусочком, вырезанным из неведомого целого.
А что, если один из элементов увеличить?
Этот увеличенный элемент сразу начинает притягивать к себе взгляд, он - главный, и картинка в целом начинает ощущаться как что-то более цельное.
Крупный элемент взял на себя роль композиционного центра картинки. Хотя, заметим, он вовсе не находится в её геометрическом центре.
Попробуем по-другому.
Есть ли в этой картинке композиционный центр? Явно есть. Только выделен он по-другому, не размером отдельного элемента, а с помощью способа взаимодействия элементов: в композиционном центре их взаимосвязь гораздо сильнее, чем на остальном пространстве.
Можно попробовать организовать композиционный центр и ещё каким-нибудь образом. Так, к примеру:
Или придумать другой способ. Стоит поупражняться. Собственно, это уже и будет работа над композицией.
Успехов!
(C) Л.В. 2008
___________________________