Стенд, посвященный спорту.
Суровая монументальность советской наглядной агитации брежневского времени слегка смягчается, когда в ней звучит детская тема. Впрочем, идеологическая насыщенность никуда не уходит, слегка более симпатичной и живой (насколько это допустимо в лобовом монументальном стиле) становится именно графика, изобразительный язык. На лицах юных героев плакатов могут и улыбки появиться.
Если речь идет о совсем маленьких, об октябрятах, то художник может и душевности, детскости добавить... Где немного меньше идеологического давления, там чуть больше индивидуальности художника.
"Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут!", плакат
Впрочем, это только слегка заметно... Стоит взглянуть на официозные пионерские плакаты, и становится скучновато. Они все как будто нарисованы одной и той же рукой. Стиль един.
Плакат "Мы отчизне верны"
Плакат "Традициям отцов - верны!"
Стиль, который коллективно вырабатывается, задает художнику жесткие рамки и каноны в отношении композиции, цветовой гаммы, атрибутики и символов. Художник-оформитель всегда безошибочно чувствует, какое композиционное и колористическое решение пройдёт у заказчика, а какое нет. В какой мере свежесть взгляда и новаторство допустимо, а где граница, которую не стоит переходить. Правила в наглядной агитации никто формально не записывает в инструкциях, они естественным образом вытекают из предыдущего опыта и неизменности ставящихся задач.
Если у изображения нет жёсткой идеологической нагрузки, то и художник-оформитель более свободен, появляется декоративность, пластичность, разнообразие решений. Но это именно и только в определённой узкой области заказов.
Эскиз оформления туристского лагеря.
Иллюстрации из книги издательства "Плакат" 1979 года, Москва, И. С. Захарович, В. В. Минаева, "Как оформить пионерский лагерь"
Источник: |