СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Контраст и нюанс.
Представим, что нам нужно составить натюрморт, постановку из предметов, которая смотрелась бы законченно и целостно и могла бы служить натурой для живописца.
Возьмем три предмета...
Это у нас три стеклянные вазы. Совершенно одинаковые.
Композиция из них видится какой-то скучноватой и незаконченной. Пустой, недосказанной. Предметы кажутся никак не связанными между собой.
Это оттого, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.
Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.
Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.
Следующая постановка составлена из совсем различных предметов.
В этом натюрморте предметы контрастируют между собой по форме, по цвету, по тону, по размеру...
И набор предметов уже видится композиционно единым.
Но различия между предметами не всегда бывают резкими. Иногда композиция построена на слабых различиях. Глаз сопоставляет похожие предметы и начинает замечать тонкую разницу между ними. Так проявляется взаимодействие похожих элементов композиции.
Композиционное взаимодействие близких по каким-то признакам элементов композиции называется нюансом.
(С) Л. В. 2009