ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время невозможно представить эстетическое и
художественное воспитание учащихся без занятий декоративно-
прикладным и оформительским искусством. Как показывает прак-
тика, именно кружковая работа часто создает наиболее благо-
приятные условия для развития художественных способностей
учащегося, поскольку здесь, по словам В. А. Сухомлинского,
каждый может в течение школьного времени испытывать свои за-
датки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности,
находить любую работу.
Предлагаемая программа занятий по декоративному оформле-
нию направлена на создание необходимых условий для заинтере-
сованного поиска и усвоения особенностей декоративного языка.
Программа ставит широкие и целенаправленные задачи: помимо
знакомства с основами декоративно-оформительского искусства,
придать занятиям практическую направленность и связать их с
повседневными школьными делами. Подбор и последовательность
заданий, приведенных в программе, позволяют дать учащимся
необходимые для самостоятельной работы теоретические знания
и практические навыки.
Не случайно составной частью Программы стал раздел 'по
шрифтам. Отработка начальных навыков написания шрифтов пе-
рекликается с практикой декоративной работы. Техника кистевой
росписи и четкое выполнение декоративных элементов от руки как
бы повторяют технические приемы, используемые в рукописных
шрифтах. Совмещение этих двух видов оформительской работы
позволяет ускорить процесс овладения техникой кистевого пись-
ма и росписи.
Оформительская работа нередко зависит от того, насколько
удачно шрифт сочетается с декоративной заставкой. Нередко бор-
дюр или виньетка являются частью или продолжением графиче-
ского начертания шрифта. Зная общие закономерности построе-
ния декоративного элемента и шрифтового знака, начинающий
оформитель легко сможет сочетать их между собой.
Программа составлена таким образом, чтобы можно было
удовлетворить творческие запросы учащихся всех возрастных
групп. Возрастные и физиологические особенности учитываются
прежде всего при выборе тематики основных разделов.
Программа составлена на 3 возрастные группы учащихся:
младшую (I—IV классы), среднюю (V—VII классы) и старшую
(VIII—XI классы). В соответствии с этим разграничением опреде-
лилась и почасовая нагрузка по основным разделам внутри каж-
дой группы.
Методика проведения кружковой работы с учащимися, особен-
но младших классов, должна строиться на тематическом разно-
образии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале.
Причем увлекательными здесь должны быть как сама задача, так
и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения
творческих и технических задач не должны быть слишком трудо-
емкими и утомительными. Как правило, они рассчитаны на не-
продолжительный отрезок времени—выполняются в течение од-
ного-двух занятий.
Программа младшей группы рассчитана на 2 года. На 1-м го-
ду занятий кружковцам предлагается всего две темы для прак-
тического освоения: декоративная композиция и орнамент. За-
нятия по декоративной композиции могут с одинаковым успехом
вестись в двух направлениях: декоративно-прикладном и учебно-
изобразительном. Эти два направления, имеющие самостоятельное
значение, в то же время взаимно дополняют друг друга. Каждая
из них имеет не только познавательный характер, но и большей
практический смысл.
По второй теме младшие кружковцы изучают и практически
осваивают различные орнаментальные композиции. В первую оче-
редь разрабатываются семь видов симметричных образований
бордюров, определяются наиболее интересные их варианты для
украшения домашней утвари, посуды, ткани и т. д. Кружковцы
не только повторяют классические орнаментальные образцы, но и
ищут собственные композиционные решения.
На 2-м году занятий работы по композиции приобретают уже
практическое и утилитарное значение. Свое умение строить рас-
тительные бордюры и орнаменты учащиеся используют сначала
в создании эскизов оформления сосудов, утвари, разделочных
досок, а затем и в росписи самих предметов. Наряду с рельефной
разработкой декоративного узора особое внимание здесь уделя-
ется мелкой скульптурной пластике. Начиная с середины 2-го
года занятий проводится регулярная работа по лепке фруктов,
растений и, наконец, фигурок животных и птиц.
Программа средней группы рассчитана на 3 года. По ходу
занятий продолжается углубление тематики, используемой в
младшей группе. Но уровень решаемых задач с каждым годом ста-
новится не только сложнее, но и многообразнее. От простых
растительных бордюров учащиеся переходят к все более усложнен-
ным сетчатым орнаментам, реализации их в эскизах декоратив-
ных росписей, розеток, заставок и т. п. Особое значение приобре-
тают эти технические навыки в оформительской работе. Поэтому
после 1-го года занятий прорабатывается постоянный раздел
«Оформление праздника».
Один из важнейших навыков оформительской работы — владе-
ние техникой шрифта. Начиная с простых упражнений, учащие-
ся отрабатывают написание различных типов шрифтов. И уже со
2-го года занятий кружковцы используют полученные навыки в
школьной практике: оформлении стенгазеты, подготовке темати-
ческого вечера, написании праздничных лозунгов и призывов.
Кружковые занятия с учащимися старшей группы охватыва-
ют 3 года. В первые 2 года основной акцент делается на декора-
тивно-плоскостное и конструктивное оформление. Плоскостное
изображение рассматривается на примерах декоративного и аги-
тационного панно, агитплаката; конструктивные средства оформ-
ления рассматриваются в конкретных пространственных ситуациях
на примере тематических стендов, выставочных установок, празд-
ничных конструкций и транспарантов.
Большое значение в программе придается тематическим раз-
делам, относящимся к области наглядной агитации. Поэтому с
самого начала занятий серьезное внимание уделяется освоению
оперативных средств информации и пропаганды. На этих заняти-
ях учащиеся учатся быстро и графически выразительно отражать
средствами стенной печати злободневные школьные события. Ра-
бота над шрифтами носит более осмысленный и творческий ха-
рактер. Кружковцы Стараются сделать заголовок или надпись ак-
тивной действенной частью «Молнии», «Комсомольского прожек-
тора», «Сигнала» и даже объявления.
метно переходят к более изобразительным, условным и обрав-
ным — к плакату и прикладной графике. Постепенно, с усложне-
нием задач, они приучаются к точному плакатному обобщению
любой острой темы или злободневного события.
В программе на особом месте тема «Выставки». К этой теме
учащиеся подходят к концу каждого года занятий. Проблемы
создания тематической экспозиции рассматриваются в процессе
подготовки отчетной выставки работ самих учащихся.