ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание учащихся без занятий декоративно- прикладным и оформительским искусством. Как показывает прак- тика, именно кружковая работа часто создает наиболее благо- приятные условия для развития художественных способностей учащегося, поскольку здесь, по словам В. А. Сухомлинского, каждый может в течение школьного времени испытывать свои за- датки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любую работу. Предлагаемая программа занятий по декоративному оформле- нию направлена на создание необходимых условий для заинтере- сованного поиска и усвоения особенностей декоративного языка. Программа ставит широкие и целенаправленные задачи: помимо знакомства с основами декоративно-оформительского искусства, придать занятиям практическую направленность и связать их с повседневными школьными делами. Подбор и последовательность заданий, приведенных в программе, позволяют дать учащимся необходимые для самостоятельной работы теоретические знания и практические навыки.
Не случайно составной частью Программы стал раздел 'по шрифтам. Отработка начальных навыков написания шрифтов пе- рекликается с практикой декоративной работы. Техника кистевой росписи и четкое выполнение декоративных элементов от руки как бы повторяют технические приемы, используемые в рукописных шрифтах. Совмещение этих двух видов оформительской работы позволяет ускорить процесс овладения техникой кистевого пись- ма и росписи.
Оформительская работа нередко зависит от того, насколько удачно шрифт сочетается с декоративной заставкой. Нередко бор- дюр или виньетка являются частью или продолжением графиче- ского начертания шрифта. Зная общие закономерности построе- ния декоративного элемента и шрифтового знака, начинающий оформитель легко сможет сочетать их между собой.
Программа составлена таким образом, чтобы можно было удовлетворить творческие запросы учащихся всех возрастных групп. Возрастные и физиологические особенности учитываются прежде всего при выборе тематики основных разделов.
Программа составлена на 3 возрастные группы учащихся:
младшую (I—IV классы), среднюю (V—VII классы) и старшую (VIII—XI классы). В соответствии с этим разграничением опреде- лилась и почасовая нагрузка по основным разделам внутри каж- дой группы.
Методика проведения кружковой работы с учащимися, особен- но младших классов, должна строиться на тематическом разно- образии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь должны быть как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технических задач не должны быть слишком трудо- емкими и утомительными. Как правило, они рассчитаны на не- продолжительный отрезок времени—выполняются в течение од- ного-двух занятий.
Программа младшей группы рассчитана на 2 года. На 1-м го- ду занятий кружковцам предлагается всего две темы для прак- тического освоения: декоративная композиция и орнамент. За- нятия по декоративной композиции могут с одинаковым успехом вестись в двух направлениях: декоративно-прикладном и учебно- изобразительном. Эти два направления, имеющие самостоятельное значение, в то же время взаимно дополняют друг друга. Каждая из них имеет не только познавательный характер, но и большей практический смысл.
По второй теме младшие кружковцы изучают и практически осваивают различные орнаментальные композиции. В первую оче- редь разрабатываются семь видов симметричных образований бордюров, определяются наиболее интересные их варианты для украшения домашней утвари, посуды, ткани и т. д. Кружковцы не только повторяют классические орнаментальные образцы, но и ищут собственные композиционные решения.
На 2-м году занятий работы по композиции приобретают уже практическое и утилитарное значение. Свое умение строить рас- тительные бордюры и орнаменты учащиеся используют сначала в создании эскизов оформления сосудов, утвари, разделочных досок, а затем и в росписи самих предметов. Наряду с рельефной разработкой декоративного узора особое внимание здесь уделя- ется мелкой скульптурной пластике. Начиная с середины 2-го года занятий проводится регулярная работа по лепке фруктов, растений и, наконец, фигурок животных и птиц.
Программа средней группы рассчитана на 3 года. По ходу занятий продолжается углубление тематики, используемой в младшей группе. Но уровень решаемых задач с каждым годом ста- новится не только сложнее, но и многообразнее. От простых растительных бордюров учащиеся переходят к все более усложнен- ным сетчатым орнаментам, реализации их в эскизах декоратив- ных росписей, розеток, заставок и т. п. Особое значение приобре- тают эти технические навыки в оформительской работе. Поэтому после 1-го года занятий прорабатывается постоянный раздел «Оформление праздника».
Один из важнейших навыков оформительской работы — владе- ние техникой шрифта. Начиная с простых упражнений, учащие- ся отрабатывают написание различных типов шрифтов. И уже со 2-го года занятий кружковцы используют полученные навыки в школьной практике: оформлении стенгазеты, подготовке темати- ческого вечера, написании праздничных лозунгов и призывов.
Кружковые занятия с учащимися старшей группы охватыва- ют 3 года. В первые 2 года основной акцент делается на декора- тивно-плоскостное и конструктивное оформление. Плоскостное изображение рассматривается на примерах декоративного и аги- тационного панно, агитплаката; конструктивные средства оформ- ления рассматриваются в конкретных пространственных ситуациях на примере тематических стендов, выставочных установок, празд- ничных конструкций и транспарантов.
Большое значение в программе придается тематическим раз- делам, относящимся к области наглядной агитации. Поэтому с самого начала занятий серьезное внимание уделяется освоению оперативных средств информации и пропаганды. На этих заняти- ях учащиеся учатся быстро и графически выразительно отражать средствами стенной печати злободневные школьные события. Ра- бота над шрифтами носит более осмысленный и творческий ха- рактер. Кружковцы Стараются сделать заголовок или надпись ак- тивной действенной частью «Молнии», «Комсомольского прожек- тора», «Сигнала» и даже объявления.
От повседневных графических форм учащиеся как бы неза- метно переходят к более изобразительным, условным и обрав- ным — к плакату и прикладной графике. Постепенно, с усложне- нием задач, они приучаются к точному плакатному обобщению любой острой темы или злободневного события. В программе на особом месте тема «Выставки». К этой теме учащиеся подходят к концу каждого года занятий. Проблемы создания тематической экспозиции рассматриваются в процессе подготовки отчетной выставки работ самих учащихся.