ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой ча-
стью детского художественного воспитания. Очень рано происхо-
дит первое знакомство детей с основами композиционного построе-
ния бордюров, орнаментов, малых пластических форм. В школьной
практике эти первые художественные навыки оказывают заметное
влияние на всю творческую деятельность учащихся. Особенно это
сказывается в художественной самодеятельности — оформлении
праздников, тематических вечеров, стендов, стенгазет и т. п.
Для декоративно-прикладных и оформительских работ в дан-
ном случае "взят такой распространенный материал, как бумага,
обладающая большими пластическими и изобразительными воз-
можностями. Владение основными приемами работы с бумагой
позволяет использовать ее при решении самых различных офор-
мительских задач.
Не всегда можно заранее предсказать, как поведет себя бума-
га при различных способах формовки, тиснения, соединения с по-
верхностью и т. д. Как правило, настоящее открытие свойств этого
материала происходит в процессе работы с ним — при создании
пластических композиций: рельефных орнаментов, декоративных
решеток, оформительских конструкций, макетов, масок и т. п.
Причем нередко сам материал подсказывает начинающему худож-.
нику наиболее выразительное решение.
Бумажная пластика в декоративном оформлении используется
сравнительно давно. В данной программе впервые сделана по-
пытка построить работу кружка на использовании пластических
возможностей листовых материалов: бумаги, картона, прессшпана,
оргалита. В соответствии с возрастными и физиологическими
особенностями школьников кружковая работа строится по воз-
растным группам.
Программа кружка охватывает три возрастные группы уча-
щихся — младшую, среднюю и старшую.
Занятия младшей группы рассчитаны на 2 года. В этой группе
занимаются дети 6—9 лет. На 1-м году занятий основное внима-
ние уделяется декоративной композиции, а также пластической
разработке изобразительных форм и элементов. Кружковцы зна-
комятся с образцами декоративно-прикладного искусства в раз-
личных сферах народного творчества: в украшении посуды, до-
машней утвари, в деревянном зодчестве. В начальный период
занятий важное значение придается основам пластической разра-
ботки бумаги и созданию несложных, но достаточно выразитель-
ных форм, бордюров и розеток из гофрировок.
На 2-м году занятий закрепляются технические навыки фор-
мовки бумажной полосы и листа. Делаются первые попытки в со-
здании самостоятельных пластических композиций и игровых фи-
гур из бумаги. Уже первые практические навыки, полученные в .
кружке, могут быть использованы во внеклассной работе: оформ-
ление стенгазет, тематических уголков, альбомов и декоративных
заставок.
пу набираются учащиеся V—VII классов. Основное внимание
здесь уделяется созданию рельефных композиций из бумажной
ленты и гофрированных форм. Учащихся знакомят с общими ос-
новами формообразования. Рассматриваются закономерности воз-
никновения и развития природных форм и структур. Выясняются
и упругости.
На 1-м году занятий развиваются практические навыки пере-
вода линейного графического изображения в рельефную и объем-
ную композиции. По заранее подготовленным эскизам создаются
декоративные разработки из бумажной ленты и рельефных на-
кладных элементов.
освоение ленточных рельефных шрифтов. Создаваемым работам
оформлении класса и школы.
На всех годах занятий в средней группе большое значение
придается малой скульптурной пластике. В первое время основ-
ной акцент делается на лепку предметных и растительных форм,
а также животных и птиц. На более поздних этапах работы эта
задача решается при помощи формовки бумаги.
своей сложности и тематической направленности она сориентиро-
вана на учащихся VIII и последующих старших классов. Круж-
ковые занятия в этой группе должны строиться с таким расчетом,
чтобы как можно полнее использовать творческую самостоятель-
ность и инициативу учащихся. Немало интересных возможностей
открывается, например, в создании рельефных шрифтов, гераль-
дических форм, рельефных панно и коллажных плакатов. При-
обретенные на занятиях навыки учащихся могут быть использо-
ваны при праздничном оформлении в текущей школьной работе.
Немаловажное практическое значение имеет и знакомство круж-
ковцев с новыми фактурами и материалами. Их применение в
конкретной работе позволит значительно усилить художественную
выразительность творческих работ.