Конструирование из бумаги. Пояснительная записка.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой ча- стью детского художественного воспитания. Очень рано происхо- дит первое знакомство детей с основами композиционного построе- ния бордюров, орнаментов, малых пластических форм. В школьной практике эти первые художественные навыки оказывают заметное влияние на всю творческую деятельность учащихся. Особенно это сказывается в художественной самодеятельности — оформлении праздников, тематических вечеров, стендов, стенгазет и т. п.
Для декоративно-прикладных и оформительских работ в дан- ном случае "взят такой распространенный материал, как бумага, обладающая большими пластическими и изобразительными воз- можностями. Владение основными приемами работы с бумагой позволяет использовать ее при решении самых различных офор- мительских задач.
Не всегда можно заранее предсказать, как поведет себя бума- га при различных способах формовки, тиснения, соединения с по- верхностью и т. д. Как правило, настоящее открытие свойств этого материала происходит в процессе работы с ним — при создании пластических композиций: рельефных орнаментов, декоративных решеток, оформительских конструкций, макетов, масок и т. п. Причем нередко сам материал подсказывает начинающему худож-. нику наиболее выразительное решение.
Бумажная пластика в декоративном оформлении используется сравнительно давно. В данной программе впервые сделана по- пытка построить работу кружка на использовании пластических возможностей листовых материалов: бумаги, картона, прессшпана, оргалита. В соответствии с возрастными и физиологическими особенностями школьников кружковая работа строится по воз- растным группам.
Программа кружка охватывает три возрастные группы уча- щихся — младшую, среднюю и старшую.
Занятия младшей группы рассчитаны на 2 года. В этой группе занимаются дети 6—9 лет. На 1-м году занятий основное внима- ние уделяется декоративной композиции, а также пластической разработке изобразительных форм и элементов. Кружковцы зна- комятся с образцами декоративно-прикладного искусства в раз- личных сферах народного творчества: в украшении посуды, до- машней утвари, в деревянном зодчестве. В начальный период занятий важное значение придается основам пластической разра- ботки бумаги и созданию несложных, но достаточно выразитель- ных форм, бордюров и розеток из гофрировок.
На 2-м году занятий закрепляются технические навыки фор- мовки бумажной полосы и листа. Делаются первые попытки в со- здании самостоятельных пластических композиций и игровых фи- гур из бумаги. Уже первые практические навыки, полученные в . кружке, могут быть использованы во внеклассной работе: оформ- ление стенгазет, тематических уголков, альбомов и декоративных заставок.
Программа средней группы рассчитана на 3 года. В эту груп- пу набираются учащиеся V—VII классов. Основное внимание здесь уделяется созданию рельефных композиций из бумажной ленты и гофрированных форм. Учащихся знакомят с общими ос- новами формообразования. Рассматриваются закономерности воз- никновения и развития природных форм и структур. Выясняются
конструктивные и художественные возможности ребра жесткости и упругости.
На 1-м году занятий развиваются практические навыки пере- вода линейного графического изображения в рельефную и объем- ную композиции. По заранее подготовленным эскизам создаются декоративные разработки из бумажной ленты и рельефных на- кладных элементов.
На 2-м и 3-м годах занятий специальное время отводится на освоение ленточных рельефных шрифтов. Создаваемым работам
учащихся можно найти практическое применение в тематическом оформлении класса и школы.
На всех годах занятий в средней группе большое значение придается малой скульптурной пластике. В первое время основ- ной акцент делается на лепку предметных и растительных форм, а также животных и птиц. На более поздних этапах работы эта задача решается при помощи формовки бумаги.
Программа старшей группы рассчитана также на 3 года. По своей сложности и тематической направленности она сориентиро- вана на учащихся VIII и последующих старших классов. Круж- ковые занятия в этой группе должны строиться с таким расчетом, чтобы как можно полнее использовать творческую самостоятель- ность и инициативу учащихся. Немало интересных возможностей открывается, например, в создании рельефных шрифтов, гераль- дических форм, рельефных панно и коллажных плакатов. При- обретенные на занятиях навыки учащихся могут быть использо- ваны при праздничном оформлении в текущей школьной работе. Немаловажное практическое значение имеет и знакомство круж- ковцев с новыми фактурами и материалами. Их применение в конкретной работе позволит значительно усилить художественную выразительность творческих работ.
|