СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие — 3
ЦВЕТ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА — 4 5, б, 7
ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТА — 8.9 1О, 11
МОНОТИПИЯ — 12, 13
Живопись шпателем — 14. 15
БЕЛОЕ И ЧЕРНОЕ. Рисунок пером — 16
Обучение технике гравирования — 17 18. 19
ГРАВЮРА — 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
ОБРАЗЫ ОСЕНИ — 28, 29
Изучение естественных форм — 30, 31
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА. Город — 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
ОБУЧЕНИЕ СКУЛЬПТУРЕ
Скульптура из дерева, из туфа — 40, 41, 42, 43
ВОСПРИЯТИЕ
ЛИНИЯ — 44, 45, 46 47, 48, 49, 50, 51
ФОРМА — 52 53, 54 55. 56
СВЕТОТЕНЬ — 57 58 59. 60. 61. 62. 63. 64
Значение светотени в живописи — 65
ПЕРСПЕКТИВА — 66, 67, 68, 69
ТЕМЫ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СОВЕТЫ — 70
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
ВЕЛИКИЕ ЭПОХИ И ВЕЛИКИЕ СТИЛИ — 71, 72
Византииское искусство — 73
Романское искусство — 73, 74, 75
Вертикальный взлет готического стиля — 76, 77
Декоративность и линейность ритмов позднеи готики — 78, 79
Кватроченто — 80, 81, 82, 83, 84, 85
Словарь специальных терминов — 86
Именной справочник — 87, 88, 89
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,
его следует прежде всего воспитать эстетически»
Фридрих Шиллер
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ
• В каком направлении следует проводить воспитательную работу после того, как удалось возбудить в детях потребность к художественному выражению
(что, кстати, является центральной темой первой части нашей книги)? Безусловно, каждый воспитатель вправе руководствоваться в своей деятельности методами и приемами, которые он считает для себя наиболее подходящими. И все же без учета характерных особенностей конкретной работы с детьми невозможно выработать общие рекомендации, которые были бы приемлемы для всех, кто задается цепью преподавать искусство.
• Действительно, проявляющаяся в наших детях способность придавать форму образам зависит не только от их поразительной склонности к наблюдению; она всегда определяется также и факторами, влияющими на развитие и рост ребенка. Часто, например (случай весьма типичный), сама возможность творчества посредством создания художественных образов заглушается в подростковом возрасте излишне критическим отношением к самому себе
и к собственной работе.
• Таким образом, художественное воспитание в подростковый период не должно ориентироваться на наиболее одаренных детей; его цель —вызвать в
каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям.
• Иными словами, художественное воспитание –это воспитание, лишенное какой бы то ни было специализации и понимаемое в этимологическом смысле слова «educere», то есть раскрытие в каждом индивидууме потенциально заложенных возможностей.
• Если одна из аксиом воспитательной работы заключается в бережном отношении к психологии подростка с учетом ее особенностей, то другая
аксиома связана с пониманием того (если педагог не хочет, чтобы его усилия затрачивались впустую), что художественное выражение логически опирается на технику.
• Техника тесно связана с потребностью художественного выражения. Чем сильнее удается возбудить и развить в ребенке такую потребность, тем
большую помощь оказывают технические приемы и соответствующие материалы. Каковы же они?
• Нам известны апатичные, вялые ученики, которых можно заинтересовать с помощью отдельных приемов. Поначалу результат достигается как бы случайно, а затем действие повторяется сознательно и берется на вооружение (так и рождается тот или иной технический прием); нередко он оказывается настолько удачным, что позволяет побороть апатию и направить развитие того или иного ребенка в нужном направлении.
При работе над книгой мы сделали наибольший упор на способность к восприятию самих учащихся.
Мы решили уделить внимание, например, такому специфическому вопросу, как «восприятие». Возможно, кое-кому он покажется сложным. Но наш педагогический опыт позволяет нам не согласиться с таким мнением. Ведь сплошь и рядом воспитатель лишь бросает семя, создавая тем самым условия
для самовоспитания. С другой стороны, наши коллеги сами знают, как можно дополнить, развить и обьяснить отдельные положения на примерах, наи-
более приемлемых в условиях той или иной школы.
Текст данной книги является ничем иным, как зримой частью (если можно так выразиться) «открытого диалога» между учителем и учеником.