В совершенстве овладеть этим инструментом, узнать все графические программы невозможно, и не надо ставить перед юным художником такой задачи. Можно познакомить с ПК, заинтересовать его возможностями, научить осознанно добиваться нужного результата.
Изначальной логичностью устройства компьютерных программ обусловлено замечательное свойство этого инструмента: первые результаты, и очень эффектные, можно получить немедленно! Поэтому первой стадией знакомства художника с ПК должна быть стадия "телячьего" (или "щенячьего") восторга. Этого нетрудно добиться, если методически правильно подойти к обучению художника.
В дальнейшей серьезной работе неизбежны трудности и усталость, но любить свое дело это первое впечатление будущему художнику и дизайнеру очень поможет.
Путь «от задачи, цели» |
Путь «от приёма» |
Приоритет усвоения профессиональных умений и навыков. |
Приоритет овладения техническими приёмами работы |
Ученику дается задание, ориентированное на усвоение им определенных общехудожественных знаний и навыков |
Ученику дается задание, которое формулируется исходя из требования максимально выразительного применения данного технического приема.
|
Система "от задачи" предполагает Методика "от приема" предполагает осознанное использование в работе различных приемов и техник для достижения главной цели - освоения профессиональной грамоты. Характеризуется постепенным усложнением композиционных задач, их преемственностью и последовательностью.
|
Методика «от приёма» предполагает использование в работе уже достигнутого учеником профессионального уровня, уже усвоенных в процессе базового обучения знаний, умений и навыков при знакомстве с новыми техниками и материалами.
|
Этот метод - основной в системном базовом обучении профессии художника. |
В базовом системном обучении, метод необходим как вспомогательный, при эпизодическом применении в ходе обучения.
|
Остановлюсь на преимуществах второго метода (достоинства первого очевидны):
А). Эмоциональность и эффект новизны, способствующие запоминанию.
Б). Жесткие рамки задания и определенная запрограммированность результата способствуют раскованности ученика в частностях, его сосредоточенности на максимально эффективном применении нового инструмента.
В). Универсализм методики для различных возрастов и уровня подготовки, а также способностей учеников. Одну и ту же задачу каждый выполнит в соответствии со своими возможностями, но технический прием усвоит. Серьезных выводов два:
1. При использовании исключительно первого метода в процессе обучения есть риск стать сухими академистами, учеба станет скучной и непривлекательной для большой части детей.
2. Использование в основном второго метода бесперспективно для базового системного профессионального обучения: при внешней эффектности и яркости учебных работ тормозится самостоятельность и осознанность творческого поиска учеников.
Однако в некоторых случаях, в частности для работы факультатива по компьютерной графике в условиях ДХШ, на мой взгляд, можно применить методику "от приема" в качестве основной.
Почему?
1. Разный возраст и подготовка детей, занимающихся на факультативе, не позволяют выстроить единую для всех традиционную системную методику.
2. Малое количество времени. 1 час занятий в неделю (больше - нельзя ни по санитарным нормам, ни по нормам учебных планов) принесет пользу и даст возможность что-то запомнить, только если эти занятия интересны и эмоциональны.
3. Задача данного факультатива вообще - знакомство с компьютером, инструментом, вспомогательным средством художника, освоение его возможностей, а здесь методика наиболее эффективна.
4. Необязательному для учеников характеру факультатива отвечает свойственная методике "от приема" гибкость и подвижность, с ней можно позволить себе различные "вольности" вроде бессистемного передвижения по компьютерным программам, использование самых впечатляющих приемов в каждой из них.
5. Свобода немедленного опробования внеплановых идей педагога, связанных с его собственным профессиональным ростом (ПК - новый инструмент, сами еще учимся!), а также с появлением новых версий программ - в них новые возможности.
Все эти "вольности" не намного облегчают жизнь. Педагогу, работающему по методике "от приема", нужно:
1. Знать индивидуальность каждого ученика, его способности и уровень подготовки.
2. Дать ученикам знания об основных приемах работы с ПК, современными операционными оболочками - в том случае, когда ученик не владеет этими навыками лучше учителя.
3. Научить основам работы в сложных графических программах (в нашем случае это мощные профессиональные программы, в них работают взрослые дизайнеры: CorelDraw, Согеl Photo Paint, Adobe Photoshop).
5. Объяснить принципы и дать навыки работы с векторной и растровой графикой, продемонстрировать художественные возможности этих видов графики.
Кстати:
Видимо, если использовать ПК в основном, базовом учебном процессе, система заданий сразу станет иной, приобретет характер метода "от задачи", и векторная графика займет более объемное место в программе подготовки. Она менее эмоциональна, чем растровая, - зато более точна и предсказуема, и в прикладных заданиях совершенно необходима.
Растровая же графика более эффектна, в ней большее значение имеет элемент случайности, неожиданности. Поэтому в методике "от приема" она естественно заняла ведущее место.
Сейчас мы делаем только первые шаги. Ценность имеет любой опыт. Оставить попытки освоения нового инструмента художника нельзя: жизнь показывает, что умение работать на компьютере художнику в наше время жизненно необходимо.